Упражнение 1. Прием «Свободное письмо» (Питер Элбоу) Не
знаете, с чего начать? Не волнуйтесь! Скажите себе: «Я хочу написать
о...», и назовите тему. Вокруг так много интересного! Вы можете писать о
погоде, природе, друзьях, любимой собаке или кошке, о вчерашнем
футбольном матче или о новом фильме. Тема в сущности не важна. Начинайте
писать сразу и не останавливайтесь хотя бы 5, а лучше 10 или даже 15
минут. И можете не переживать о качестве написанного: в этом упражнении
главное - сам процесс письма. Никаких условий и никаких условностей! Постарайтесь
не останавливаться, не перечитывать написанное, не заботьтесь о
стройности сюжета или о том, что в процессе написания изменилась тема.
Просто пишите! Питер Элбоу называет это «private writing», то есть
писание не для других, а для себя, чтобы потом самостоятельно оценить
собственные слова и мысли. Действительно, пока мы пишем, самопроизвольно
возникают какие-то идеи, и на бумаге появляются совершенно неожиданные
фразы. Один из вариантов свободного письма - медитативное письмо.
Просто включите музыку и пишите о том, что вам навевает мелодия.
Впоследствии из «потока сознания» можно выбрать мысли по теме и на их
основе составить черновик. Советы великих «Жорж Санд
ежедневно писала до одиннадцати часов вечера, и если в половине
одиннадцатого она заканчивала роман, то тут же брала чистый лист бумаги и
начинала новый. Писала свои романы, словно штопала чулки... Дисциплина
труда вырабатывается постепенно и окончательно закрепляется в период
зрелости писателя, когда он успевает убедиться, что шедевры возникают не
по милости счастливого случая, а благодаря терпению и упорству. Каждое
выдающееся произведение литературы замыкает собой длинную цепь
преодоленных трудностей. Но что же, однако, делать, если в назначенный
для творчества час не приходит ни одна мысль, если нет ни сил, ни
желания работать? «Сидеть», - отвечает Метерлинк, и он неизменно
отсиживал за письменным столом свои три утренних часа, пусть даже не
делая ничего, только покуривая трубку. «А я, - мог бы про себя сказать
Теофиль Готье, - сажусь, беру лист чистой бумаги и набрасываю на нее
первую фразу. Во фразах моих я уверен: каждая из них, как кошка, упадет
на все четыре лапы, а вслед за первой пойдут и другие». Ян Парандовский «Алхимия слова» Придумать
начало для многих и есть самое сложное. Можно решить эту проблему двумя
способами: либо не задумываться о первой фразе и сразу начать писать с
того момента, который не вызывает затруднений, тогда логика текста сама
подскажет, с чего начинать; либо научиться технологично конструировать
зачины. Советы великих «Иногда первая фраза просто хороша
сама по себе и долго живет в памяти писателя невостребованной: ее не к
чему приспособить. Постепенно звучание ее расширяется, она обрастает
дополнительным смыслом, возникает паутина ассоциаций, из которых
постепенно прорисовывается контур рассказа, созвучного этой фразе. В
такой ситуации первую фразу можно уподобить паровозу, вытягивающему из
темного тоннеля поезд рассказа. (Подобный вариант создания рассказа
родствен рождению стихов, методу поэтическому,
эмоционально-ассоциативному, когда один оборот, одна строка вызывает за
собой к жизни последующие строфы)». М. Веллер «Технология рассказа» Упражнение 2. Елочка (Г.С. Альтшуллер (псевдоним - Г.Альтов) и П. Амнуэль) Для
работы нужен напарник, который будет следить за временем (или часы с
таймером, звуком, отмечающие запланированные отрезки). Продолжительность
упражнения - не более пяти минут. Слева примерно посредине листа
запишите слово-тему - существительное в именительном падеже. В течение
первого промежутка времени (оптимально 30-40 секунд, главное - не дольше
минуты) запишите в столбик правее темы столько слов-ассоциаций, сколько
успеете. Ассоциации отражают взаимные связи между объектами и
событиями, но если эти связи начать логически обосновывать, они потеряют
спонтанность и непосредственность. Когда времени на обдумывание не
хватает, сознание не успевает, и включается подсознание, выдавая порой
весьма причудливые и фантастические сочетания. По сигналу
выбирайте одно слово в столбике и выписывайте ассоциации уже к нему. По
следующему сигналу снова выбирайте слово, на этот раз из второй колонки,
и выписывайте третий столбик ассоциаций. Повторять слова нельзя! К
концу упражнения у вас должна получиться горизонтальная «елочка»,
примерно такая (cм. схему). С набором этих слов можно приступать к следующему заданию. Советы великих «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» А. Ахматова Упражнение 3. Бином фантазии (Джанни Родари) Из
слов «елочки» составьте произвольные пары. Например: «письмо - чтение»,
«почтальон - волшебство», «известие - желание», «интернет -
грамотность». Придумайте и запишите максимально возможное
количество вариантов их сочетаний: «интернет и грамотность»,
«интернет-грамотность», «грамотность интернета», «интернет грамотности»,
«интернет против грамотности», «грамотность против интернета»,
«грамотность за интернет», «интернет за грамотность», «грамотность для
интернета», «интернет для грамотности», «грамотность из интернета»,
«грамотность в интернете», «о грамотности в интернете», «грамотность как
интернет», «интернет как грамотность», «грамотность по интернету»,
«грамотностью по интернету», «интернетом по грамотности», «интернетом и
грамотностью», «интернет - грамотности», «грамотность - интернету», «об
интернете с грамотностью», «из интернета с грамотностью», «от
грамотности до интернета», «ни интернета, ни грамотности» и т. п.
Попробуйте эти словосочетания «на вкус». Произнесите их вслух. Некоторые
явно вызовут в памяти аналогичные примеры: «огнем и мечом», «из России с
любовью», «автопробегом по бездорожью», «лучшее - детям», «полцарства
за коня», «чужой против хищника». Вы можете воспользоваться этими
аналогиями, а можете их избегать. Представьте, что заключено в
получившихся словосочетаниях, что это может быть, как такое возможно? Расширьте
бинарные словосочетания до распространенных предложений, отвечая на
уточняющие вопросы. В паре «интернет и грамотность» понятия сопоставимы,
логически связаны, противопоставлены, взаимно исключают друг друга?
Можно ли получить грамотность из интернета? Нужна ли грамотность для
интернета? Встречается ли в интернете грамотность? Посмотрите, да у вас уже есть целый ворох зачинов! Советы великих «Глагол - энергия речи. Употребляйте поменьше прилагательных, побольше глаголов. Хотя, в общем-то, это личное дело каждого». С. Снегов Упражнение 4. Глаголом жги! Продолжим
работу с составленной фразой «Встречается ли в интернете грамотность?».
Для придания тексту динамики попробуйте подобрать ряд глаголов,
описывающих процессы, происходившие в прошлом, происходящие в настоящем и
возможные в будущем. Нельзя повторять слова и использовать инфинитивы.
Каждому времени уделите 1-2 минуты. Выпишите цепочку глаголов: прошедшее: появился ® удивил ® пробовали ® воспользовались ® превратились; настоящее: применяют ® получается ® становится ® снижается ® пугает ® интересует; будущее: вырастет ® приведет ® обеспечит ® усилится ® станет. Подбирая
глаголы, вы можете почувствовать скрытую логику, ее подскажет вам ваше
подсознание. Составьте и запишите предложения с подобранными словами. Их
можно выбирать в произвольном порядке, дополняя глаголами в
повелительном наклонении или в неопределенной форме (что проще) или
строго придерживаться последовательности (это сложнее). Можно
воспользоваться одним из заголовков, составленных в предыдущем
упражнении. Тексты могут получиться самыми разными. «Азы интернет-грамотности Вас
интересует, как слова превратились в смайлики? Тогда у вас появился
шанс стать интернет-грамотным человеком. Первый смайл (от англ. smile -
улыбка) удивил пользователей сети ФИДО много лет назад.
Последовательностями :-) и :-( воспользовались завсегдатаи чатов, чтобы
передавать свое настроение. Как? А вы пробовали смотреть на строку,
наклонив голову? Попробуйте! Непонятная последовательность знаков
препинания становится рожицей, улыбающейся или хмурящейся в зависимости
от того, какая скобка (закрывающая или открывающая) станет в конце
строки после двоеточия. Сочетание»:-(пугает, а из комбинации :-*
получается поцелуй. Зачем их применяют? В итернете с каждым днем все
заметнее снижается интерес к текстам без смайликов. Усилится ли
эмоциональность интернет-общения, если количество смайликов вырастет
многократно, или это приведет к обратному эффекту - вопрос времени, но в
любом случае смайлик как явление культуры уже невозможно отрицать. И у
вас есть шанс заслужить всемирную известность - сочините новый смайлик, и
он обеспечит вам признание и почет». «Исчезнет ли грамотность в интернете? Интернет
появился в нашей жизни исподволь, незаметно. И удивил. Те, кто
пробовали эту новинку, воспользовались раз-другой и... превратились в ее
рабов. Компьютеры сегодня применяют все шире: на работе, в быту, на
отдыхе. Без интернета - как без рук! Не получается ли, что человек
становится заложником машины? Катастрофически снижается грамотность,
порождая в сети «афтарофф» с «преведом». Одних учителей перспектива
«криатифных» текстов пугает, других, напротив, интересует. Каким
вырастет поколение наших детей? К чему приведет повальное увлечение
нарочито искаженной речью? Мы надеемся, что рационально спланированная и
реализуемая образовательная политика обеспечит устойчивое повышение
уровня грамотности. Разумеется, влияние интернета в будущем только
усилится, но он никогда не станет единственным фактором, формирующим
грамотность». Дополнительное упражнение для тех, кто не вполне понял слова «аффтар», «превед» и «криатифф». Произнесите
выделенные слова. Прислушайтесь к их звучанию. Запишите в соответствии с
правилами (должно получиться: «автор», «привет», «креатив»). Сделайте
фонетический разбор этих слов. Сравните транскрипцию с интернет-сленгом.
Сделайте вывод о его сходстве с фонетическим письмом, активно
обсуждаемым специалистами-филологами в рамках дискуссии о реформе
русской письменности :-). Текст, рожденный в творческих муках
предыдущих упражнений, еще рано представлять читателям. Это всего лишь
черновик, с которым предстоит много работать, прежде чем он приобретет
стройность и завершенность. Но для этого существуют другие приемы.
|