Небольшой набор советов по улучшению написанного вами текста.
1.
Проверьте, совпадают ли по смыслу начало и конец текста. Если вы пишете, не
составляя предварительный план, все может закончиться совсем не так, как вы
ожидали, и тогда кое-что в начале текста надо поправить.
2. Перечтите весь текст и найдите все словосочетания, написанные автоматически
(«за окном светало», «ее ресницы задрожали», «мои пальцы летают по клавишам»,
«средь бела дня», «Россия встала с колен» и т.п.) Сделайте усилие и постарайтесь
заменить большинство из них на что-нибудь менее банальное, но совпадающее по
смыслу.
3. Уберите все, что вам очень нравится, но никак не имеет отношения к развитию
сюжета. Подробные описания внешности героини, подробные описания оружия героя,
дополнительные подробные описания внешности героини. Да что там, - каждый из нас
знает, в чем его личный грешок. Преодолейте себя. Это больно, но важно.
4. Если вы пишете текст о себе, - убедитесь, что вы дали читателю понять, кто вы
такой. Помните: он с вами не знаком, и то, что для вас совершенно очевидно
(например, возраст, если для вашего повествования это важно), - неочевидно для
него.
5. Посмотрите на самые длинные предложения и подумайте, не стоит ли разбить их
на два-три. Это не всегда необходимо, но в девяноста процентах случаев делает
текст лучше.
6. Нет ничего сложнее, чем передавать словами эмоции персонажа. В эти моменты
любой автор рискует впасть в банальность, - или, напротив, породить что-нибудь
ужасное, вроде: «У нее в горле разбух огромный морской еж и взорвался тысячей
мокрых опилок». Если вы не на 200 процентов уверены, что справитесь с подобными
описаниями, - обойдитесь простыми словами. Так будет лучше. Например: «Ей очень
захотелось расплакаться».
7. Три раза подумайте, нужно ли вашему тексту название, - особенно если текст
небольшой. Помните, что название – не обязанность автора, а способ сообщить
тексту дополнительный смысл. Если без названия можно обойтись – обойдитесь, если
текст обязательно надо как-то назвать – назовите максимально просто. Сложное
название необходимо только тогда, когда текст с ним и без него должен
восприниматься по-разному.
8. Уберите все многоточия. Да, все. Да, и то, которое вы специально поставили
между буквами «п» и «а» в слове «правда»: в нашей стране пока еще можно
произносить слово «правда» вслух. Если у вас есть многоточия, читатель резонно
предполагает, что либо вам нечего ему сказать, либо вы не знаете, как это
сформулировать, либо вы «интересничаете». Последнее хуже всего.
9. Если у вас текст про любовь, - пожалуйста, не называйте персонажей «Он» и
«Она». У нас всё чесаться начинает от этих «Он» и «Она». Единственный «Он» - это
Он. Все остальные - «он». А про «нее» и говорить нечего.
10. Уберите дождь. Он не подчеркивает вселенскую грусть вашего персонажа, он
подчеркивает скромность творческой палитры автора текста.
|