Подмена внутренней работы, превращающей человека в писателя, погоней за
внешними впечатлениями, которые можно описать без особых хлопот, —
типичная ошибка импотентов от творчества.
Однажды мне вдруг пришло в голову, что стихи надо
писать только за столиками маленьких кафе, на салфетках, пока ждешь своего
заказа, а читать их не надо вовсе: чтение только портит хорошие стихи, поэтому
исписанную салфетку следует скомкать, а еще лучше - бросить в пепельницу и
сжечь...
Когда ты всегда знаешь, о чем поговорить с человеком, это -признаквзаимнойсимпатии. Когдаваместь о чем вместе помолчать,
это - начало настоящей дружбы.
Люди воображают, что высказывают
мыслителю нечто чрезвычайно лестное и приятное, заявляя ему, что его мысли и
выражения и им приходили в голову. Однако такие заявления мало восхищают
мыслителя, а наоборот, часто возбуждают в нем недоверие к своим идеям и
выражениям, и он про себя решает подвергнуть пересмотру и те и другие. Если
кто-нибудь хочет выразить человеку свое почитание, то отнюдь не должен
указывать на сходство мнений, так как это низводит почитаемого человека до
уровня его почитателя. В некоторых случаях общественное приличие прямо даже
требуют, чтобы мы относились к чужому мнению так, как будто бы мы никогда до
сих пор и не слышали ничего подобного и как будто бы оно переступает даже
границы нашего кругозора. Так следует поступать, напр., в тех случаях, когда
какой-либо старый опытный человек начинает выкладывать перед нами запас своих
знаний.
Существует столько утонченных способов мести, что человек, имеющий повод к
мщению, может поступать как ему угодно - мстить или не мстить. Все равно по
прошествии некоторого времени все будут уверены, что он отмстил. Таким образом
едва ли зависит от человека не прибегать к мщению: если он не хочет мстить, то
должен умалчивать об этом, так как презрение к мщению выражает собою высшую,
утонченную форму мести. Отсюда такой вывод: не следует делать ничего излишнего.